Банки

Дарья Дубровских

Специальный корреспондент

Банки взяли курс на отказ южноуральцев от наличных. Завлекают различными бонусами, предложениями, даже возвращают деньги с покупок. Схем — уйма. Как разобраться в их многообразии?

Пионером считается один из крупнейших банков страны. Несколько лет назад запустил бонусную систему. Расплачиваешься картой — получаешь баллы. Ими можно расплачиваться у партнеров программы: онлайн-ретейлеры, рестораны быстрого питания, аптеки и другие торговые учреждения. Правда, список, откровенно говоря, изобилием не радует. Есть и ограничения на их траты. Так, например, в одном из интернет-магазинов бонусами можно покрыть лишь треть покупки; чтобы их засчитали в аптеке, нужно купить лекарств не менее чем на 500 рублей, а некоторые магазины лишь начисляют бонусы, но не принимают.

Время идет, и гиганта стали теснить другие кредитные учреждения. Причем они обещают уже не просто начислять некие баллы, а возвращать конкретные деньги с покупок. И количество таких программ лояльности растет день ото дня. Объединяет их одно слово — кэшбэк.

Челябинец Герман Хиразов — продвинутый банковский пользователь — в кошельке держит несколько разных карт. По одной из них, не самой популярной и банк не на слуху, за три года он вернул себе порядка 40 тысяч рублей. При этом и другой «пластик с магнитной лентой» не залеживается без дела.

«Одному человеку выгодно иметь несколько карт, но их нужно подбирать таким образом, чтобы они покрывали именно те траты, которые занимают большую часть бюджета, — рассказывает Герман. — На сегодняшний день много банков имеют свою кэшбэк-программу. Я подбираю для себя те карты, которые дают повышенный бонус за обязательные расходы, например, сетевые продуктовые магазины, заправки. Ко всему прочему, у меня лежит тревел-карта, с помощью которой покупаю билеты в Москву. Примерно раз в 3-4 месяца у меня накапливается уже на полноценный билет в одну сторону».

Говоря по-простому, кэшбэк — это часть стоимости покупки, которая вернется на счет. Не баллы, не бонусы, а самые настоящие рубли. На трэвэл-картах они называются милями. Условно говоря, за потраченную тысячу рублей вернется 110 миль. Потратить их можно только на авиа-, ж/д билеты. Но, если мы говорим про путешествия, здесь же стоит отметить, что есть карты, которые помимо миль дают еще и Priority Pass — бесплатный проход в бизнес-зону аэропорта.

«Есть карты, которые дают хороший кэшбэк в районе 5-10% на заправках, — продолжает Герман. — Когда я ездил на машине, в месяц у меня на бензин уходило 30 тысяч, кэшбэком в конце месяца возвращалось 1,5 тысячи. Этими деньгами я могу оплатить обслуживание карты, если она платная. Эти деньги могу использовать на свои нужды, а могу отложить. Как делают некоторые люди — один или несколько раз в день смотрят баланс карты, и если там не целое число, то отправляют эти копейки и рубли в копилку. Кто-то же весь кэшбэк складывает в копилку, где он лежит и приносит проценты. Процент на остаток есть практически во всех банках, единственное, по-разному везде начисляется: раз в год, раз в месяц или же раз в неделю».

На сегодняшний день хорошую кэшбэк-систему предлагают 10–15 банков

Свою карту могут найти и любители развлечений. За фаст-фуды, кафе, рестораны, кинотеатры в основном возвращается 5–7%. Откровенно говоря, здесь больше мало кто даст. Наш герой констатирует: «Если вам предлагают повышенный кэшбэк за отдельные места, значит, это партнеры, которые приплачивают банку, чтобы попасть в эту категорию. Для банка это дополнительные расходы от клиента, для торгово-сервисного предприятия — новые клиенты и повышенные траты, а соответственно, повышенная выручка — все в плюсе. Но, в принципе, потребители здесь могут больше потерять, потому что эти места не обязательны к посещению. Скажем, ресторан, который только что открылся и запартнерился с банком, может вылететь вам в копеечку, кэшбэк на фоне общих трат будет выглядеть не таким уж и большим».

Некоторые банки ежемесячно меняют площадки, где начисляется повышенный кэшбэк. Скажем, сегодня это будут заправки, завтра — кинотеатры. А вообще, чтобы понять, какая карта подходит именно вам, стоит углубиться в тему финансовой грамотности и вникнуть в условия кэшбэк-системы самостоятельно. Парадокс, но именно такой совет нам дали в одном из крупных банков.

«Сейчас множество игроков, и каждый навязывает свое — часто это происходит со звездочкой, под которой может скрываться много чего, — говорит банковский представитель Алексей Тихонов. — Самостоятельное изучение рынка даст полную картину. Посмотрите, что предлагают разные банки, и заведите свою книгу расходов. Посчитайте примерно, на какие категории идет больше всего трат. Ясное дело — если вы таксист, то вам подойдет карта с кэшбэком на заправках, а если вы домохозяйка, целесообразно выбрать кэшбэк на интернет-магазины».

Чтобы понять, какая карта подходит именно вам, стоит вникнуть в условия кэшбэк- системы самостоятельно

Напоследок распишем условную схему — как заработать на кэшбэке. Возьмем обязательные ежемесячные траты: на продукты — 5 тысяч рублей, на бензин — 5 тысяч рублей, на квартиру — 10 тысяч рублей. Кэшбэк составляет 7–8%, значит, с потраченных 20 тысяч в конце месяца вернется 1 000–1 200 рублей. Чем не заработок?

Есть в этой схеме одно «но». Понятно, что банки — не благотворительные учреждения. Поэтому и давая выгоду, они не забывают о себе. Обслуживание такой карты обойдется владельцу в 200–300 рублей ежемесячно (тарифы лучше уточнять в кредитном учреждении). Поэтому, чтобы покрыть расходы, о расчете наличными лучше забыть в принципе.

Банковская тайна

Как банки в Челябинске сокращают издержки

Поглотили свердловчане

Рынок Челябинска покидает крупный банк. Эксперт: «Курганизация» области продолжается

Словно и не кризис

Челябинские банкиры подвели итоги 2014 года

Мнение

Интервью

Популярное