CHELoBEK Театра

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Культурная весна-2019 в Челябинске началась с седьмого по счету фестиваля «CHELоВЕК Театра». Международная лаборатория малых форм объединила 14 спектаклей — очень разных по форме, содержанию, но похожих одним концептом: главные здесь — артисты.

— Театр начинается и заканчивается человеком, — этими словами депутат Госдумы Елена Ямпольская открыла нынешний, седьмой по счету фестиваль «CHELоВЕК Театра» 28 февраля. — Обладая дипломом театрального критика скажу, что весь смысл в этом. Это искусство никогда не умрет, потому как человек всегда будет смотреть человеку в глаза. Мой самый любимый театр — это когда стул, стол и два актера — не отвлекаешься ни на что.

Спектакль «Машина едет к морю», который челябинская публика увидела первым в рамках фестиваля, отлично подходит под это описание. На сцене зритель действительно видит минимум декораций: стол, стул, бутылки, бокалы, огромный нож. И три актера. Незрячий дед, его больной аутизмом внук (которого играет девушка) и их сосед-дворник Борис достоверно разыгрывают трагифарс. Один видит мир сквозь рамки и иллюзии, другой через тьму и чувства, мир третьего — не имеет границ.

Спектакль «Старик едет к морю»

По словам режиссера Алексея Янковского (который недавно поставил в челябинском Камерном театре «Москва-Петушки»), спектакль «Машина едет к морю» показывает, как человек борется со своей природой, со своими страстями.

Собственно, примерно об этом и все остальные фестивальные спектакли — в афишу вошло 14 постановок. Свои работы привезли режиссеры из Ирана, Казахстана, Перми, Вологды, Нижнего Новгорода, Тюмени. Ожидался приезд театра из Сербии, но увы, сорвался из-за серьезных обстоятельств. Всего на конкурсе было отсмотрено около 100 заявок, в том числе из-за рубежа, но, к сожалению, богатство международной программы теснейшим образом связано с денежной стороной.

В конкурсе «CHELоВЕК Театра»-2019 было отсмотрено более 100 заявок

— Хотелось бы поблагодарить и Администрацию Челябинска, и городскую Думу — за всяческую поддержку, — говорит инициатор фестиваля, главный режиссер и художественный руководитель Нового художественного театра Евгений Гельфонд. — Благодаря вниманию к этому форуму, финансовой поддержке «CHELоВЕК Театра» стал визитной карточкой Челябинска на карте театральной России. Да и за ее пределами стал известен. Мы бы и больше приглашали зарубежных участников, но знаете, и в других странах вопрос упирается в финансы. Многие европейские театральные группы заявляются на участие, но когда узнают, что дорога в Челябинск не оплачивается из бюджета фестиваля, отказываются. Едут те, кто способен оплатить поездку.

Таким образом, «CHELоВЕК Театра» по-прежнему остается презентацией преимущественно русского репертуарного театра. И, по словам Евгения Гельфонда, это территория в первую очередь не для публики, а для тех режиссеров, для которых театр — это прежде всего работа актера.

— Камерные спектакли наиболее полно отражают идею нашего фестиваля — воплощение художественного замысла через артиста, играющего здесь и сейчас на площадке, — говорит Гельфонд. — Ведь в этом и заключается искусство театра — то, что происходит на наших глазах, та эмоция, которую артист добывает в настоящем времени.

Инициатор фестиваля «CHELоВЕК Театра» Евгений Гельфонд

В программе седьмого «CHELоВЕК Театра» — несколько моноспектаклей.

— Раньше люди не хотели смотреть моноспектакли, они полагали, что смотреть целый час, а то и полтора, на одного актера — это очень скучно, — делится мнением эксперт фестиваля, театральный критик, член Международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО Нина Мазур. — Сейчас в сознании людей что-то изменилось — видимо, им так надоел шум и грохот нашей цивилизации, что они хотят услышать исповедь — нечто от человека к человеку, от сердца к сердцу. А вообще надо сказать, что театр в России, в особенности в областных городах, более тяготеет к истории, рассказанной на сцене. Чтобы люди могли прийти домой и рассказать об этом. В Европе театр больше визуальный — это зрелище, сюжет которого рассказать невозможно, потому что зачастую его просто нет.

Спектакли в рамках «CHELоВЕК Театра» проходят на разных площадках Челябинска

Один из моноспектаклей представил сам Новый художественный театр — «Триптих для одной актрисы», драматургический материал для которого создала та самая Нина Мазур. «Триптих» состоит из трех монопьес: про Медею, про леди Капулетти и про Джакомину. Первая — героиня классической древнегреческой трагедии Еврипида, вторая — мать Джульетты из не нуждающегося в представлении произведения Шекспира, третья — собирательный образ героинь Джованни Боккаччо, написавшего «Декамерон». Актриса Ксения Бойко играет всех трех героинь, а помогает ей в качестве чтеца закадрового текста артист Константин Талан.

Этот спектакль — замечательное отражение концепции фестиваля. У артистки получилось сотворить в черном квадрате сцены целую вселенную, использовав для этого всего-то ничего — пару кусков материи, бубен, трубу и уютный балахон с поясом. Единство жанров — трагедия, драма, комедия — и последовательное перевоплощение в трех очень разных по характеру и темпераменту женщин создает настоящую магию. Это именно то, что происходит здесь и сейчас. Перерождение, боль, надлом и освобождение.

Спектакль «Триптих для одной актрисы»

Еще один моноспектакль, где магия времени и пространства создается прямо на глазах у зрителя, показали актер Евгений Думнов из Владимира и режиссер Яков Рубин из Вологды. «Опять об Пушкина» — это несколько скетчей с разными героями из произведений Булгакова, Зощенко, Паустовского и Бухова. У каждого из них — свой Пушкин. Великий поэт как причина выселения из коммуналки в годы нэпа. Александр Сергеевич как проводник во времени. Пушкин как доступ в мир чего-то чудесного. Пушкиноведение в советской школе, которое способно убить на корню весь интерес к жизни, любви, литературе. Артист Евгений Думнов последовательно воплощает каждого персонажа — от мальчишки-подростка и девочки-семиклассницы до стариков, меняя походку, мимику, интонации. Он разворачивает перед зрителем историю страны, которой уже нет — СССР.

Актер Евгений Думнов в спектакле «Опять об Пушкина»

...— Вы знаете, вообще музыка, которая звучит в спектакле «Опять об Пушкина» — это выдающаяся порнографическая сюита, — рассказывает на обсуждении ректор ГИТИС Григорий Заславский. Он ловит удивленные взгляды собравшихся и продолжает. — Да-да, Григорий Свиридов написал «Время, вперед» именно так: сначала там соблазнение, а потом жесткий процесс.

— Так это русская революция! — восклицает критик Нина Шалимова. — Сначала народ соблазнили, а потом все остальное...

— Знаете, у Виктюка есть спектакль, где бесконечные начала. А тут ждешь — когда все это закончится, и зачем мне, зрителю, все это смотреть, — продолжает Заславский. — Что хочет сказать актер? Что это время движется назад и герой идет к Пушкину? Или он идет к нему через Зощенко, через Булгакова? Почему звучат те или иные стихотворения? Этот литературный монтаж каким образом режиссерски организован? И как эта организация должна помочь актеру? В какое время все происходит? Сегодня или на излете СССР?

Так проходит обычное обсуждение на «CHELоВЕК Театра». Артисты, режиссеры получают обратную связь — чаще всего, разумеется, от критиков, театроведов, но иногда высказываются и зрители. Фестиваль — не наградный, здесь все — лауреаты уже по факту участия. Именно поэтому обсуждения, даже при наличии дискуссий и мелких шпилек, носят всегда позитивный и конструктивный характер. Цель — помочь, обратить внимание, сделать постановку цельнее, лучше и понятнее зрителю.

Посетил Челябинск в очередной раз и популярный, знаменитый в России и известный за рубежом театр «У Моста» из Перми. Режиссер Сергей Федотов считается первооткрывателем ирландского драматурга Мартина Макдонаха в России (тот самый, что снял «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») и даже поставил пьесу «Красавица из Линэна» на сцене Камерного театра. Но на «CHELоВЕК Театра» «У Моста» в этом году привез спектакль «Идиот» по мотивам романа Ф. М. Достоевского.

— В Челябинск мы привозим самое лучшее, необычное. Решили, что Макдонаха мы уже показывали, его уже хватит, — говорит Сергей Федотов. — А раз фестиваль — то надо, во-первых, привезти новый спектакль, во-вторых, привези программный спектакль. Главное правило театра «У Моста» — мы классику всегда ставим как классику. Повсеместное засилье постмодернизма разочаровывает, пугает, расстраивает...

Спектакль «Идиот» театра «У Моста»

Любой театральный фестиваль — это приток в город новой энергии, преображение культурного пространства изнутри. То, что сейчас варится и кипит внутри лаборатории малых форм, обязательно так или иначе даст цепную реакцию в театральной жизни Челябинска в ближайший сезон. А как иначе: в конце концов, 2019-й — Год театра.

Мнение

Интервью

Популярное