Кинофестиваль «Предчувствие»

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Зрители заполняют залы и ставят лентам в основном положительные оценки, отмечая высокое качество программы — «Предчувствие» повторяет и умножает прошлогодний успех. В конкурсном списке действительно интересные и разноплановые фильмы, заставляющие задуматься — а не будем ли мы через сколько-то лет смотреть кино через вживленный в мозг чип?

Немного о деньгах и дебютантах

«Предчувствие», будучи региональным кинофестивалем, показывает зрителям мировые бестселлеры камерного сай-фая и научпопа. Залы «Знамени» и кинотеатра имени Пушкина заполняются практически полностью, но об этом чуть позже.

Фильмы на «Предчувствии» показывают в «Знамени» и кинотеатре им. Пушкина

Помимо принесения радости непосредственно зрителям, II Международный кинофестиваль «Предчувствие» выполнил важную функцию — дал возможность молодым региональным кинематографистам проявить себя и получить первые инвестиции. Еще до открытия, утром 5 сентября в ЧГИК прошел питчинг дебютантов: 5 неигровых фильмов, 4 игровых короткометражных проекта, 1 полнометражный проект и 1 веб-сериал. Победу одержали режиссер Семен Рябуха и продюсер Степан Гаврилов из Челябинска с проектом «Закрытые двери» и автор сценария Арсений Кайдацкий и режиссер Юлия Серьгина с документальным проектом «Уральское дерби». Кроме признания жюри, они получат то, что нужно каждому кинематографисту — деньги. Призовой фонд состоит из двух частей: 800 тыс. рублей от Правительства Челябинской области и 500 тыс. рублей — грант Молодежного центра Союза кинематографистов РФ.

Церемония открытия кинофестиваля «Предчувствие»

— Питчинг — это одно из важнейших событий фестиваля этого года, — говорит начальник Управления культуры Администрации Челябинска Элеонора Халикова. — Мы очень благодарны главе региона Алексею Текслеру за то, что он поддержал молодых кинематографистов.

Директор кинофестиваля «Предчувствие» Ангелина Голикова (в центре)

Директор Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер Дмитрий Якунин профессионально проводит питчинги в 15 регионах России и прекрасно знает, как важна финансовая поддержка. Кинопроизводство — это всегда большие и очень большие деньги, и даже в наш демократичный век, когда снять хит можно на айфон, создание любой смотрибельной ленты влетает в цифру с большими нулями.

— На питчинг в Челябинске была представлена 51 заявка, мы из них отобрали 11 проектов в шорт-лист, — рассказывает эксперт. — Знаете, они совершенно разные: это и кино о будущем, и документальные фильмы об истории региона. Были проекты о спорте, были о туризме, были фильмы про мужчину и женщины. Разная палитра, разный уровень подготовки. Мы видим, что уровень кинообразования, подготовки к питчингу определенно растет.

Директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин

В качестве истории прорывного успеха Якунин называет якутское кино: оно в топе, в драйве, фильмы «Костер на ветру» и «Нет бога кроме меня» нашумели на российских и международных кинофестивалях. «В Челябинске пока все формируется, начинается, мы готовы помогать организации этого процесса. Это серьезный этап для становления. Все впереди», — обещает Якунин. И мы верим.

Но вернемся к фильмам. Вот что мы успели посмотреть.

«Простите за беспокойство»

Чернокожий американец Бутс Райли — коммунист. Это желательно знать, если собираешься посмотреть фильм «Простите за беспокойство», который открыл II кинофестиваль «Предчувствие». Остроумная социальная сатира, критикующая и огромные корпорации, превращающие людей в лошадей в прямом смысле этого слова, и безжалостную медиамашину, которая жрет человечество не хуже промышленных гигантов.

Фильм «Простите за беспокойство» на большом экране

Не слишком удачливый чувак Кэш Грин (уже смешно) живет в гараже у дяди и перебивается случайными заработками. Именно от такой хорошей жизни люди идут в продаваны на «холодные» звонки. Кэш, хоть и афроамериканец, умеет говорить хорошо поставленным «белым голосом». Это и помогает ему выбиться в суперпродаваны и начать ворошить дела по-крупному. Чтобы сделать фильм еще смешнее, режиссер вручает ушлому Кэшу в подружки суперпринципиальную современную художницу, которая всеми фибрами протестует против глобализации.

В финале черная во всех смыслах слова комедия превращается в притчу о маленьком человеке, съеденном средой. И хорошо, если это происходит хотя бы не в прямом эфире.

«Дитя робота»

В (видимо) не очень отдаленном будущем водитель-дальнобойщик в США покупает себе подружку-анроида Гармонию — в блондинистом парике и с губами, как у Анджелины Джоли. В это же время в Токио бабушке Сакурай дарят маленького робота Пеппера, чтобы ей было не так скучно. Роботы стоят на ресепшн и лечат зубы, скачут на тонких ножках в виде воздушных шариков.

Кадр из фильма «Дитя робота»

Режиссер Изабелла Виллингер не пытается нас напугать. Она неторопливо наблюдает, как человек пытается ужиться рядом с искусственным интеллектом. Фильм можно не без основания обвинить в некоей бессюжетности, но, кажется, так было задумано: просто зафиксировать новую грань реальности, которая наступит уже совсем скоро. Да-да, сделанный в Челябинской области и запущенный в космос андроид Федор и электронные помощники в банках — это только начало долгого пути. В конце которого главное — все же остаться человеком.

«Восьмой класс»

Кого удивит девочка-школьница, которая все время пишет видео и выкладывает его в сеть? Никого. Просто восьмиклассница Кайла при этом совсем не похожа на звезду эфиров инстаграма. Полноватая, застенчивая, закомплексованная, живущая в темном доме вместе с отцом. Но вместе с тем дающая советы всем и вся в своем канале.

Кадр из фильма «Восьмой класс»

Режиссер Бо Бернем делает фильм о становлении личности. А заодно высмеивает блогосферу, где каждый хочет казаться лучше чем есть. Когда смартфон — продолжение твоей руки, легко уйти в мир грез, выйти из которого даже сложнее, чем перейти из средней в высшую школу. Иначе говоря — повзрослеть.

Актриса Элси Фишер может взять главный приз фестиваля за женскую роль. В том году, он кстати, достался знаменитой Джине Дэвис, за роль в драме «Марджори Прайм».

«Репост»

Своеобразный привет первому «Предчувствию» — его открывал фильм «Ржавчина» с очень похожим сюжетом, но куда более трагичным финалом...

В «Репосте» главная героиня, 16-летняя школьница Мэнди сильно перебирает на вечеринке, просыпается на газоне и ничего не помнит. Зато все помнят люди, которые сняли на видео, как нетрезвую Мэнди вроде как пытаются изнасиловать несколько парней в туалете. После того, как видео становится сетевым школьным «хитом», Мэнди вместе с родителями пытается защитить свои права и выяснить, что же произошло той ужасной ночью. И, разумеется, начинает все сильнее чувствовать собственную изоляцию.

Кадр из фильма «Репост»

Кибербуллинг, слатшейминг и вмешательство в частную жизнь — темы, которые, безусловно, требуют внимания. Киноиндустрия пока высказывается на них довольно робко и не всегда внятно. «Репост», наверное, не самый сильный фильм программы «Предчувствия», но он все же довольно точно формирует вопрос: не теряет ли человек вместе с правом на приватность и другое неотъемлемое право — на ошибку?

Новая реальность

Фестиваль посетили режиссеры Алексей Петрухин и Александр Котт, создатель интерактивного сериала «Доктор Диджитал» Виктор Кравченко, актрисы Анна Чурина и Юлия Такшина.

Звездные гости и участники «Предчувствия»

Режиссер и сценарист Виктор Кравченко дал российскому зрителю возможность самому выбирать, как пойдет сюжет. Его герой, похожий одновременно на доктора Хауса и еще штук пять узнаваемых персонажей, лечит людей от диджитал-заболеваний — прилипшей маски из снэпчата, например. Виктору — 29 лет, и он знает, как продать проект инвесторам и как при этом не продешевить. Об этом он с удовольствием рассказал студентам ЧГИК на мастер-классе.

Мастер-класс в ЧГИК

— Есть принцип, которому уже 100 лет, он работает со времен Чарли Чаплина. Формируется некий пакет историй, которые должны быть хорошо разработаны.

И нужно оформить эти истории в форме презентации. Мы нашли инвестора, который хотел вложиться в сериал — но только на условиях выкупа абсолютно всех прав. Мы не стали подписывать договор, посчитав, что это крайне невыгодно. Джордж Лукас заработал состояние не на прокате «Звездных войн», а на мерче. Поэтому отдавать права мерч — нет, не прокатит.

Виктор Кравченко

В результате «Доктор Диджитал» нашел другого инвестора, успешно собирает репосты и лайки по рунету, а его создатели имеют все нужные им права.

Кино как интерактивная игра. Кино в форме иной реальности — его тоже можно посмотреть в рамках «Предчувствия».

— На нашем фестивале есть VR-фильмы, а есть и AR — дополненная реальность, — говорит директор кинофестиваля, режиссер-документалист Ангелина Голикова. — Виар-фильмы — это уже известная технология, когда ты надеваешь очки, крутишься и все вокруг видишь на 360 градусов. А дополненная реальность — возможность ощущать события и принимать в них участие.

Вот так выглядит виар-кинозал

Поневоле возникает вопрос — а как скоро из нашей жизни уйдут классические кинозалы и магия экрана как такового? Через сколько лет мы будем смотреть истории с полным погружением в иную реальность и сами выбирать, какую таблетку съесть — синюю или красную?

Робот — лучший гость на кинофестивале

— Время диктует новые формы. Вот, смотрите, нас встречает искусственный интеллект, — заместитель губернатора Вадим Евдокимов показывает на робота, который общается с гостями в фойе кинотеатра им. Пушкина. — Челябинск искал новые форматы, новые проекты в области кино, и очень приятно, что наш земляк, знаменитый документалист Сергей Мирошниченко (автор идеи, идейный вдохновитель «Предчувствия» — прим. редакции) вышел с предложением на своей родине сделать кинофестиваль. Мне кажется, он будет иметь продолжение. Здесь — не казенный и коммерческий подход, а душевный и очень искренний.

Вадим Евдокимов на открытии «Предчувствия»

По словам Вадима Евдокимова, Челябинская область — лидер в УрФО по обновлению кинозалов на деньги Фонда кино. С помощью этой поддержки в регионе создано 26 залов, на оснащение каждого цифровой аппаратурой было потрачено около 5 млн рублей. А это значит, что магия премьерного кинопоказа на большом экране еще не скоро уйдет из нашей жизни. Но и к наступлению принципиально иных технологий на кинорынок тоже надо быть готовыми — во всяком случае, запастись VR-очками.

Мнение

Интервью

Популярное