Маршрутные такси

Дарья Дубровских

Специальный корреспондент

В Челябинске назревает новая волна недовольства маршрутками. На сей раз список претензий — «ржавые автобусы», «хамский стиль вождения», «курение в салоне» — пополнила «парковка во дворах». После рейса водители бросают машины прямо под окнами, а рано утром будят ревущими моторами и выхлопами прямо в квартиры. В редакцию «Челябинского обзора» обратились десятки недовольных горожан. Возможно ли избавиться от такого «соседства»?

«Достали уже!», — челябинка Екатерина не сдерживает эмоций.

«Каждое утро в полшестого я просыпаюсь от звериного „дрын-дрын“, которое раздается под окнами! Водители маршруток совсем обнаглели: сначала на ночь оставалась одна пассажирская „ГАЗелька“, а сейчас импровизированную парковку прямо во дворе устроили! Тут и ржавый „ПАЗик“, и еще какой-то микроавтобус. Еще солнце не встало, а они уже прогреваются под окнами, шумят и коптят, как самосвалы. Житья никакого!» — в сердцах рассказывает женщина.

Когда терпение переполнилось через край, Екатерина пожаловалась своему участковому. Но тот, вопреки ожиданиям, сурово заявил: «Проблемы у вас странные. Вы, конечно, можете написать заявление, но мы тут ничем не поможем. Маршрутка — это транспортное средство, и если во дворе нет запрещающего знака, то она может парковаться».

Тогда женщина, собрав инициативную группу из таких же недовольных соседей по дому, обратилась в редакцию «Челябинского обзора».

Правовая коллизия привела к тому, что теперь маршрутки и автобусы ставить во дворе можно

Мы обратились непосредственно к владельцам компаний-перевозчиков. Откровенности удалось добиться не ото всех. Представитель одной из таких фирм сообщил, что у крупных компаний есть так называемые конторские машины, которые «ночуют» только в автопарке.

«У нас крупное транспортное предприятие, на линию выходит 72 машины, — рассказывает заместитель начальника Михаил. — 60 автобусов принадлежит нам и паркуются на ночь в специализированном гараже. Каждое утро все водители проходят предрейсовый медосмотр, автобусы — техосмотр. Кроме того, у нас заключены договоры с 12 частниками — водителями, у которых автобусы в собственности. Они, по нашим условиям, на ночь должны оставлять машины на охраняемых стоянках. Мы контролируем эту ситуацию, и если транспорт замечается в жилом дворе, то караем рублем».

По словам Михаила, есть еще и такие фирмы, которые своего транспорта не имеют и пользуются наемным автопарком. Здесь ситуация следующая: нет никакого контроля, машины ночуют, где хотят. Утром, как правило, они также едут на базу, чтобы пройти предрейсовый осмотр, однако попадаются машины с путевыми листами на неделю вперед. Именно такая категория частников и портит настроение челябинцам по утрам.

Кто может навести порядок? Первым делом мы позвонили в ГИБДД города Челябинска. Однако там заявили, что во время рейдов инспекторы контролируют маршрутки лишь на дорогах, во дворы не заглядывают. В городском управлении транспорта в ответ на наш запрос ответили, что занимаются составлением и заключением договоров на обслуживание маршрута, и требования к парковкам в документах не предусмотрены.

Во время рейдов инспекторы ГИБДД контролируют маршрутки лишь на дорогах, во дворы не заглядывают

В администрации Челябинска пояснили, что обязанность следить за деятельностью маршрутных такси возложена на «Уральское Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора» (Уральское МУГАДН). В Челябинске его функции возложены на «Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Челябинской области» (Челябинский ТОГАДН). Однако в ведомстве лишь прислали нормативные документы. На просьбу «перевести канцелярский язык на человеческий» прозвучал ответ: «Мы не можем ничего комментировать, все написано в нормативном документе, другого языка не знаем».

В итоге за расшифровку кодексов и статей мы взялись самостоятельно. История получается следующая: КоАП РФ ч.3 ст. 11.33 предусматривал наказание за «стоянку в ночное время автобусов, трамваев или троллейбусов, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров, вне установленных мест». На водителя накладывался штраф в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — двадцати тысяч рублей. Но норма утратила силу, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2017 N 480-ФЗ. В 2018 году был разработан документ «Об утверждении требований к парковкам для обеспечения стоянки транспортных средств...осуществляющих перевозки пассажиров» (Приказ Минтранса России от 17.05.2018 № 199). Но он вступает в силу лишь с 1 января 2020 года. Таким образом один документ отменен, второй еще не принят. И такая правовая коллизия привела к тому, что теперь маршрутки и автобусы ставить во дворе можно.

Частники, как правило, ставят машины во дворы или на стоянку рядом с домом 

Выходит, что борьба бесполезна? Не совсем.

  • Не во всяких дворах есть уйма парковочных мест. И если маршрутное такси стоит на газоне или детской площадке — это нарушение правил благоустройства. И тогда можно написать жалобу в администрацию района. К обращению лучше приложить фото или видео. Штраф в 5 000 рублей вполне может отбить желание занимать эту площадку в дальнейшем.
  • Если водитель бросил автобус во дворе так, что он перегородил проезд другим машинам или заехал на пешеходный тротуар — это нарушение правил дорожного движения. В данном случае нужно обращаться в ГИБДД. Приехавшие (в теории) инспекторы выпишут квитанцию со штрафом от 1 000 до 2 000 рублей.
  • Ну и не стоит забывать о том, что в Челябинской области действует закон о «тишине», по которому в будни нельзя шуметь с 22 до 6 часов, в выходные дни с 23 до 7.

Таким образом, гипотетически маршрутки — конечно, пока не заработает приказ Минтранса, — парковаться во дворах могут. Однако меры борьбы с этим есть. 

Мнение

Интервью

Популярное