Образование

Алиса Сынбулатова

Корреспондент

«Одиссея» и «Илиада» Гомера — классика мировой литературы и образец культуры Античности. Прочесть их, конечно, стоит каждому, вот только вряд ли в семь лет. Первоклассникам дают список чтения на лето — и там можно встретить совсем не детские произведения. Что читают наши дети и можно ли научить школьника любить книгу?

Первоклассники одной из российских школ получили на лето необычный список чтения. В нем наряду с произведениями Агнии Барто, Виталия Бианки и Самуила Маршака можно обнаружить «Одиссею» и «Илиаду» Гомера, «Энеиду» Вергилия, «Дон Кихота» Сервантеса. Всего в списке — сотни произведений, сообщает «Российская газета».

Конечно, большинство из нас читало эти книги. Вот только в институте. В лучшем случае — в старших классах. Неужели наших, челябинских школьников, тоже заставляют продираться через гомеровские гекзаметры?

«Единого обязательного стандарта по этому вопросу нет. Есть определенный конкретный минимум, а остальные позиции в списке — все это уже на усмотрение учителя», — рассказали нам в Минобрнауки региона. И вот это самое усмотрение бывает ой каким разным...

Не стоит пичкать ребенка огромными «талмудами» — начинать нужно с маленьких книг

«Четвертый класс, начальная школа. Дают отрывок из „Евгения Онегина“ — произведения о сложных судьбах, любви. Произведение вообще-то изучается в старших классах. Анализ этого отрывка, например, дают в качестве задания на третьем курсе актерского заочного отделения, — возмущенно рассказывает „Челябинскому обзору“ родитель школьника. — Причем ребенку не только дают задание изучить отрывок, но и дают вопросы для анализа: каким человеком, судя по произведению, тебе представляется герой? Какие изобразительные средства автор использует в данном отрывке? Возникает вопрос: что ребенок в 4-м классе может понять и почерпнуть из „Евгения Онегина“, если еще недавно он сказки читал. Он смотрит на девочку и даже не понимает, что с ней делать, она не представляется ему объектом романтики. Эту программу мы изучали в филиале 11-го лицея. Как только мы закончили 4-й класс, с неописуемым удовольствием забрали документы из школы. Поскольку система Эльконина-Давыдова, по которой они учатся, на наш взгляд, показывает свою несостоятельность в процессе обучения. Что, кстати, подкрепляется и статистикой: насколько мне известно, школы от этой системы массово отказываются».

Согласно данной методике, изучаемые в начальной школе произведения «не только формируют литературный вкус, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности». Но можно ли заложить надежный фундамент, если ребенок едва понимает, о чем идет речь?

«Нынешние дети, так называемое поколение Z, не способны в полной мере усваивать объемные классические произведения в силу особенностей своего внимания, восприятия, памяти, — отмечает педагог-психолог ГБОУ „Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей“ Ольга Семиздралова. — Для современных детей, как вы неоднократно слышали, характерно клиповое мышление. Если у ребенка в первые 8 секунд материал не вызывает интереса, дальше ему будет очень проблематично сосредоточиться. А ведь классические произведения требуют охвата вниманием от начала до конца. Сейчас дети с трудом слушают классическую музыку, не могут смотреть старые советские фильмы, потому что для них все происходит слишком медленно».

Яркие, «лоскутные» комиксы популярны у поколения с клиповым мышлением

С точки зрения мотивации, поясняет психолог, если человеку ставится слишком легкая задача, он теряет интерес. Но то же самое происходит, когда дается слишком трудное задание. Исходя из теории о зоне ближайшего развития, ребенку нужно давать задания чуть труднее того, что он может сделать сам — тем самым мы способствуем его развитию.

Мы спрашиваем психолога: а как все-таки привлечь детей к книжке — пусть даже подходящей по возрасту? «Всегда выручают обсуждения. Они делают чтение более осознанным, и есть шанс, что оно вызовет интерес. Полезно также объяснить ему практическую пользу — ведь дети себя спрашивают: зачем мне тратить на это время, что я от этого получу. Современные дети очень практичны, они понимают, что время — самый ценный ресурс», — добавляет Ольга Семиздралова.

Книгоиздательства, стремясь угнаться за «клиповомыслящим» поколением Z, все чаще предлагают комиксы или графические романы, чтобы ребенку было легче воспринимать большие объемы текста. В таком виде уже издаются, например, «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Дракула» Стокера и те же «Одиссея» с «Дон Кихотом». Воспринять такое чтиво — искромсанное, урезанное, но зато с яркими картинками — будет нетрудно, но стоит ли?

Борьба с ветряными мельницами — теперь и в картинках Фото: скриншот сайта книжного магазина

«Комиксы, графические романы помогут ребенку узнать сюжет произведения. Но ведь произведение — это не только сюжет. Это практически то же самое, что читать краткий пересказ. Дети таким способом просто узнают фабулу романа. На мой взгляд, лучше уж читать отдельные отрывки произведений или слушать аудиоверсию», — уверена зав. кафедрой языкового и литературного образования ЧИППКРО Татьяна Соловьева. Она добавляет: проблема отсутствия интереса школьников к чтению возникает не только летом. Это извечная проблема педагогов, и им приходится искать способы увлечь детей в мир художественных произведений.

«Дети сейчас чтению литературы предпочитают извлекать информацию из интернета. То есть они читают, но не то, что нам бы хотелось. Много детей увлекается литературой в жанре фэнтези, кто-то — комиксами. В этом смысле наша задача как учителей — через эту литературу потихоньку детей перевести к классике. Так делают сегодня многие библиотеки Челябинска. Сначала они привлекают детей интересными им книгами, устраивают тематические мероприятия, организовывают клубы по интересам — а потом уже дают детям классику. В библиотеках проводятся те же онлайн-встречи с писателями — если ребенок в детстве увидел живого писателя, это может произвести огромное впечатление на него. У нас есть театры — например, Молодежный театр замечательно ставит классику. Есть великолепные экранизации, — добавляет Татьяна Соловьева. — Если в доме нет ни одной книги, то ребенок вряд ли будет читать. Нужно, чтобы у родителя тоже была книга в руках».

Прививать любовь к литературе эффективно в игровой форме

Фурор в интернете вызвал пост педагога из Москвы Сергея Волкова. Он решил мотивировать школьников к изучению русской классики. И представил интригующие описания, «спойлеры» к произведениям:

— «Герой нашего времени» — пять историй, закрученных вокруг одного героя, без пяти минут сверхчеловека, который всех вампирит и сам от этого страдает; почти везде любовь и смерть; женщины падают к его ногам, мужчины скрежещут зубами от зависти; он научился разбираться в самом себе и нажимать на разные кнопочки внутри других людей, — пишет педагог на своей странице.

— «Мертвые души» — похождения финансового афериста, который умеет делать деньги из воздуха примерно 15 способами; жизнь бьет его по морде, но он встает, собирает себя в кучку/колобок и катится дальше по российским дорогам, выдумывая новые аферы...».

Не знаем пока, заинтересует ли такой способ школьников, а вот взрослые в восторге: запись разошлась тысячными репостами и лайками и сопровождается комментариями в духе: «Эх, самому, что ли, перечитать».

Советы, как привлечь ребенка к чтению:

  • Самое главное — не заставлять!
  • Избегать финансовых отношений — не обещать ребенку «плюшки» за прочитанное;
  • Обсуждать с ним произведения, причем везде: во время прогулки, на пляже, в дороге..;
  • Стараться заинтриговать — рассказать что-то необычное о книге, открыть концовку, остановиться на самом интересном моменте;
  • Опираться на «авторитетов» («Вот соседка уже три раза эту книгу прочитала»);
  • Начинать список с более понятной или меньшей по объему книги, дальше — больше;
  • Проводить время чтения в игровой форме;
  • Подавать пример — если ребенок будет видеть родителей с книгой, это привлечет.

Мнение

Интервью

Популярное