Пробки в Челябинске

Ликвидировать транспортные заторы стараются в любом современном мегаполисе. Где-то это получается удачно, а где-то не вполне. В Челябинске, с его стремительно растущим уровнем автомобилизации, образовались постоянные очаги с замедленным движением, и «вылечить» эту проблему удастся, похоже, еще не скоро.

Есть мнение: быть оптимистом не зазорно. Тем более, если ты за рулем. В час пик. Где-нибудь в районе площади Революции. Или у «Мужика с пистолетом». Или под мостом на развязке Свердловского и Братьев Кашириных. Или возле моста на Меридиане между проспектом Ленина и областным ГАИ. Или везде, где целые полосы «откушены» у транспортного потока под ремонт. Не говоря уже про ДТП, при котором особо одаренные участники дорожного движения умудряются встать «враскоряку» на две или три полосы.

Очевидно, что пробки на дорогах являются по умолчанию неким неизбежным злом, которое сопутствует жителям любого современного мегаполиса. И справедливости ради лично я готов согласиться с тем, что по сравнению с другими городами-миллионниками в нашем городе в плане наличия хронических дорожных заторов еще ой как неплохо. Об этом же говорили мне и многие иногородние гости Челябинска. Но, так или иначе, живем-то мы все здесь. А не в Москве и не в Екатеринбурге, к примеру. И совершенно естественно, что в пробках торчать да за рулем ворчать не хочется никому.

Еще недавно я накручивал одометр на извозе у всем известных агрегаторов такси. Само собой, греть сцепление в пробках и тратить дорогущий бензин надоело до смерти. По этой причине приходилось искать такие маршруты, чтобы добираться в пункт назначения поскорее. Не могу сказать, что весь этот опыт был успешным, но кое-какие проверенные «фишки» действительно выручали неоднократно. Я старался поймать «зеленую волну», проезжая по несколько перекрестков разом. Не нарушая разрешенного предела скорости, само собой. А в заранее изученных местах при необходимости сворачивал с проспектов на дороги-дублеры. Или наоборот. Частенько благодаря таким маневрам время в пути, пусть не намного, но все же сокращалось.

Рано или поздно такой стиль преодоления «проблемных» зон должен был подтвердить или опровергнуть мою теорию о пользе применяемого метода. Но вот что мне совершенно точно захотелось узнать: случайно ли такое явление, как «зеленая волна», и если нет, то каково его происхождение. Лучше бы, конечно, справиться обо всем на официальном уровне. Благодаря обстоятельствам (снова привет, родная журналистика!) такая возможность мне представилась.

Давно засевшие в голове вопросы оформил электронным письмом за пару минут. А пока ждал ответа из городского Управления дорожного хозяйства (о результатах этого ожидания — чуть позже), успел вспомнить пару фактов из собственного прежнего опыта. В 2009 году на правах журналиста я уже интересовался темой «зеленой волны». У нас в Челябинске в то время еще только начинали заниматься этим вопросом. Так я узнал про АСУДД — Автоматизированную систему управления дорожным движением.

Если верить местным хроникам, заработала она у нас в городе в августе 2011 года. Причем, за основу наши чиновники взяли сингапурскую модель. И затем с гордостью подчеркивали, что в этом плане Челябинск оказался впереди России всей. Хотя про такие вещи, как интеллектуальные системы управления транспортными потоками, речи тогда быть не могло. Не говоря уже про подключение массивов big data... Впрочем, как выяснилось, и сегодня про крутые современные системы городу остается лишь мечтать. Сдается мне, что причина только одна: для челябинской городской казны это слишком дорого.

Светофоров в Челябинске нынче порядка трех сотен штук на весь город, а то и больше. И они не могут похвастаться ролью безупречных роботов, которые самостоятельно или даже группой способны ликвидировать дорожный затор. Без участия человека у нас это не делается. И если я правильно понимаю, интервалы «горения» красного и зеленого на большинстве аппаратов устанавливаются, по сути, тоже вручную. При этом время от времени эти интервалы корректируют. Насколько удачно — вопрос к тем, кто живет, к примеру, на Северо-Западе и часто стоит в пробке у того же «Мужика с пистолетом».

Кстати, об упомянутой локации. В официальном ответе из городского Управления дорожного хозяйства сказано: светофорные интервалы на перекрестке Молодогвардейцев и проспекта Победы прежде корректировались неоднократно. А ныне приведены к оптимальным значениям. В обозримом будущем интервалы менять нецелесообразно, ибо таковые действия «...с большей долей вероятности приведут к возникновению заторовых ситуаций». Где? Судя по логике ответа — все там же...

Такой вот официальный ответ оказался в распоряжении нашей редакции...

Так что придется, граждане автовладельцы, стоять вам и дальше по улице Молодогвардейцев в обе стороны. Видимо, по той же логике стоять придется и на перекрестке улиц Чайковского и Куйбышева, и на «левой» стрелке при повороте с Братьев Кашириных на Краснознаменную. Именно эти проблемные участки фигурировали в нашем официальном запросе... У пешеходов, между прочим, тоже накопились свои претензии к «скорострельности» светофоров — хотя бы на том же «Роднике», например...

Что же до меня лично, то я и дальше намерен ловить «зеленую волну». Мысленно передавая пламенный привет всем, кто готов тратить в пробках лишнее время, изо дня в день покорно застревая в одних и тех же точках своего маршрута.

Повод для этого у меня есть. В Челябинске существует отдельная муниципальная программа. Называется она «Повышение безопасности дорожного движения в городе Челябинске на 2016 — 2018 годы (с изменениями на 13 апреля 2018 года)». Если кому интересно — ее текст давно циркулирует среди открытых источников в Сети. Там говорится о том, что уровень автомобилизации в Челябинске уже вплотную приближается к пяти (!) сотням автомобилей на одну тысячу жителей. Это означает, что транспортные пробки в городе сами собой «рассосутся», мягко говоря, вряд ли. Тем более, если в дальнейшем не предпринимать никаких мер.

Впрочем, как я уже отметил в начале, оптимистом быть не зазорно. К осени нынешнего года обещают перемены. Челябинское управление дорожного хозяйства заключило контракт на разработку комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) на период с 2018 по 2032 годы. Схему разрабатывают специалисты из Санкт-Петербурга — целый отряд из 12 человек. До нас они уже поработали в Москве, Грозном, в Ростовской области и в Пермском крае.

Не знаю, как у других, но у меня в данной связи затеплилась надежда на лучшие времена. Лишь бы не обернулась новая инициатива тупой заменой аббревиатуры АСУДД на КСОДД. Ибо практика показывает, что у нас в России такое вполне может быть. Поскольку у народа и у чиновников представления о комфортной «зеленой волне» совпадают, мягко говоря, не всегда.

Мнение

Интервью

Популярное