Транспорт

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Будущее многоэтажной застройки, варианты развития городской среды, маркетинговая стратегия Челябинска. В южноуральской столице решили в очередной раз поднять эти вопросы, организовали бизнес-форум. Темы обсуждали целый день десятки специалистов. И, конечно, речь зашла о болевой точке для города-миллионника — транспорте.

Скажем сразу — издание «Деловой квартал», которое устроило форум, анонсировало в списке экспертов транспортного блока и начальника профильного управления Администрации Челябинска Максима Кичеева, и руководителей двух предприятий — ООО «ОГТ» и ООО «ЧелябГЭТ» — Дмитрия Холода и Александра Павлюченко. Но, увы — анонсы так и остались анонсами, заявленных спикеров на обсуждении не оказалось. Поэтому собравшиеся слушали доклады, соображения и рассуждения других аналитиков. В частности, Константина Тихонова — заместителя генерального директора питерской компании «А+С Транспроект», которая разработала для Челябинска комплексную схему организации дорожного движения. КСОДД была принята в октябре 2018-го, она разработана до 2032 года, с детальной проработкой на ближайшие пять лет.

В Челябинске уже принята КСОДД

Комплексная схема — третий документ, завершающий цепочку, которая выглядит так: генплан — программа комплексного развития инфраструктуры — КСОДД. Это документ, который говорит, какие принципиальные изменения надо будет произвести в городе по мере реализации пунктов из программы развития транспортной инфраструктуры.

— Наша задача — создать и передать городу инструмент, с помощью которого специалисты могут оценивать различные сценарии. Иначе говоря, мультимодальную транспортную модель. В этой модели можно считать и смотреть сценарии — что будет, если произойдет то-то и то-то, — поясняет Константин Тихонов. — К примеру, если в Челябинск на вокзал придет ВСМ — что надо будет сделать, чтобы это место не превратилось в огромную вечную пробку? Или, например, нас попросили оценить перспективы метро в Челябинске — и они однозначно отрицательные, потому что нет такого пассажиропотока, чтобы была хотя бы операционная окупаемость такого объекта. Главная наша рекомендация при создании КСОДД — объединить Челябинск и Копейск в одно муниципальное образование. Потому что это самая большая маятниковая миграция.

Также Тихонов рассказал о перспективах развития трамвайной сети. Принципиальный момент: по мнению эксперта, необходимо разделить транспорт в Челябинске на магистральный и собирающий.

Константин Тихонов, замдиректора компании «А+С Транспроект»

— Собирающий — который кланяется, грубо говоря, каждой бабушке. А магистральный — который идет с меньшим количеством остановок, но на большей скорости. И магистральный трамвай вполне может конкурировать по скорости с метро, — говорит замгендиректора «А+С Транспроект». — Но он тогда не будет останавливаться на каждой остановке, через каждые 100 — 200 метров. Москва пошла таким путем: у них есть магистральные и собирающие линии автобуса, они даже разного цвета. Такие предложения мы тоже разрабатывали. Но вообще, Челябинску надо определяться в перспективе, будет ли он городом автомобильным или все-таки городом общественного транспорта. Транспорт — вопрос политической воли.

Напомним, не так давно площадки ООО «ЧелябГЭТ» (занимается перевозкой на трамваях и троллейбусах) посетил врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер. Его, мягко говоря, не устроило состояние ни подвижного состава, ни инфраструктуры. С ее-то обновления Текслер и поручил начать работы по модернизации системы. И, надо сказать, предложения по обновлению трамвайной сети в Челябинске разрабатываются уже давно. Один из вариантов на бизнес-форуме представил директор аналитического агентства «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских. Если кратко: трамвайная сеть в Челябинске долгое время считалась одной из самых эффективных и емких в мире. На основе того, что есть, необходимо создать новую схему, соединив путями все районы Челябинска и Копейск.

Дмитрий Чудиновских рассказывает о перспективах развития трамвайной сети Челябинска

— Есть три варианта с поверхностной трассировкой и один — через подземный тоннель, — Дмитрий Чудиновских презентует собравшимся схемы и чертежи. На них видно, что должны появиться новые рельсы, которые соединят Северо — Запад Челябинска с центром. — В Челябинске есть широкий Свердловский проспект, и давно были планы, чтобы весь его сделать трамвайным. Есть еще один вариант: с помощью прокладки новой трассы выйти с Северо-Запада к ТРК «Родник», потом вдоль Труда и по Энгельса уйти на Курчатова, и оттуда — в район вокзала. А с вокзала по новому мосту бросить трамвайные ветки в Копейск.

Обсуждения на форуме шли весь день

Предложения звучат впечатляюще, но эксперт предупреждает: пока что речь идет лишь об эскизных проектах. Однако, по словам Чудиновских, с технической точки зрения все вполне реально. «Наш врио губернатора сам, без всяких подсказок публично заявил, что линию метро надо связать с наземным электротранспортом. И мы эти предложения озвучивали и ранее, но прежняя власть не предпринимала действий. Сейчас есть надежда, что что-то изменится», — подытожил эксперт.

Впрочем, в рамках этого блока так и не прозвучали слова о том, где город возьмет деньги на обновление транспортной системы. Безусловно, стратегические планы преобразования и развития — это скелет, на котором можно и нужно наращивать новые мощности: рельсы, вагоны, остановки, системы видеонаблюдения. Но где же взять на эти миллиарды рублей? На этот вопрос должны отвечать уже другие люди и, видимо, на других площадках.

Куда едем?

Как сегодня работает муниципальный общественный транспорт Челябинска

Выкуп как плата за стабильность

Зачем власти Челябинска выкупили имущественный комплекс банкротящегося МУП «Челябавтотранс»

Транспорт как политика

Для тех, кому за 40

В России может вырасти цена на бензин

Обещанного три года (на остановке) ждут?

Что происходит с общественным транспортом Челябинска?

Мнение

Интервью

Популярное