Управление транспорта

Ксения Шумина

Заместитель главного редактора

Челябинский муниципальный автотранспорт — на пороге масштабного обновления. Уже этой осенью на улицах города должны появиться 65 новых машин. Работающих на газе, низкопольных, вместительных и — что немаловажно — зеленого цвета, который челябинцы выбирали сами.

Муниципальный автобусный парк Челябинска несомненно и основательно нуждается в обновлении. Предприятие «Общественный городской транспорт» в настоящий момент выпускает на линии 61 автобус в день, держа еще 5 машин в резерве, сообщил «Челябинскому обзору» директор ОГТ Дмитрий Холод. Безусловно, этого крайне мало для миллионного города, поэтому челябинцы продолжают пользоваться услугами частных перевозчиков, «наслаждаясь» убитыми в хлам салонами, гонками практически на выживание, невозможностью расплатиться картой и прочими прелестями чистого неприкрытого капитализма в отсутствие конкуренции.

Маршруток в городе больше тысячи, а муниципальных автобусов — 61

Однако уже этой осенью борьба за пассажира между частниками и муниципальным автотранспортом должна обостриться: для Челябинска будет закуплено 65 новых автобусов на газомоторном топливе. Они будут низкопольными, не менее 12 метров в длину. На закупку будет выделено 761 млн рублей по решению главы региона Алексея Текслера.

— Мы очень ждем этих автобусов, это просто как воздух для нас, — говорит Дмитрий Холод. — Не говоря уж о том, что техническое задание на закупку предусматривает и видеонаблюдение в салоне, и Wi-Fi, и терминалы для безналичной оплаты, эти автобусы элементарно будут новыми, они не будут часто ломаться! Существенно сократятся издержки на ремонт. Ну и, разумеется, сжиженный природный газ — это экологически чистое топливо, что для Челябинска даже не надо говорить насколько важно.

Слегка отступая назад, напомним: Алексей Текслер основательно раскритиковал состояние муниципальной транспортной системы Челябинска и потребовал от городских властей предоставить новую концепцию ее развития, основанную на глубоком анализе нынешнего состояния. Известно, что бумага, которая легла на его стол, совершенно не устроила главу региона, что привело ко второй серии критики и еще более настойчивому требованию рассказать, показать и начертить, куда же двигаться дальше: «Я получил документ, в котором нет ни актуальных данных о состоянии системы общественного транспорта, ни анализа причин, как мы пришли к такой критической ситуации, ни четких планов. Выделять 7 миллиардов рублей под такой размытый проект — это очень сомнительная история. Честно говоря, думал, что поняли. Но вынужден еще раз подчеркнуть для всех: по-старому уже не будет».

Однако долго ждать некогда (в городе примерно полторы тысячи маршруток против 61 автобуса, и челябинцы недвусмысленно заявляют, что им такое положение дел поднадоело), поэтому 7 июня, в рамках работы Петербургского международного экономического форума Алексей Текслер сообщает, что с помощью лизинговых механизмов Внешэкономбанка в Челябинске обновится подвижной состав — появятся новые автобусы, работающие на сжиженном природном газе.

Обновлять автобусный муниципальный парк Челябинска будут с помощью лизинга ВЭБ

— Соглашение о сотрудничестве открывает для Челябинской области новые возможности для развития городских транспортных систем. Особенно актуально это для Челябинской агломерации, где проживает более полутора миллионов человек, и нынешнее состояние общественного транспорта не отвечает возросшим потребностям. Нам необходимы концептуальные решения, которые бы четко увязывали между собой различные виды городского транспорта. Корпорация развития «ВЭБ. РФ» имеет опыт в разработке таких систем и свой пакет предложений. Рассчитываю, что в рамках соглашения уже в ближайшее время будет активизирована системная работа по модернизации общественного транспорта в городах Челябинской области, — отметил Алексей Текслер.

Челябинцы сами выбирал цвет для будущих автобусов

Челябинцы только успели обрадоваться новости, как им сразу предложили проявить гражданскую сознательность: самим выбрать цвет будущего транспорта. Было над чем поразмыслить: оранжевый, красный, желтый, зеленый, синий и белый. Процесс проходил при помощи портала Госуслуги и платформы «Активный житель 74». Голосование шло не без заминок, однако челябинцы отнеслись к заданию более чем серьезно. В соцсетях даже развернулись баталии на тему того, что веселее и ярче — желтый, оранжевый или красный. И вообще, синий лучше белого. И вот результат: новые челябинские автобусы будут зеленого цвета. За него проголосовали 30,12%. За красный — 21,47%, за желтый — 17,59%, за синий — 12,95%, за оранжевый — 12,2%, за белый — 5, 61%.

С цветом понятно, осталось выяснить, какой же марки, вероятнее всего, будут новые автобусы? Какие производители транспорта будут конкурировать в закупке на 761 млн рублей?

Этот вопрос мы задали Министерству экономического развития Челябинской области, которое также участвует в процедуре обновления муниципального подвижного состава. Вот ответ ведомства:

— Министерством экономического развития Челябинской области проведена масштабная работа по предварительному отбору пула потенциальных поставщиков автобусов на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ). В него вошли АО «МАЗ», ООО РМЗ «РариТЭК», ПАО «Нефаз», «Группа ГАЗ» и холдинг «Бакулин Моторс Групп» («ВОЛГАБАС»). Кроме того, Минэкономразвития проработан вопрос получения автобусов в опытную эксплуатацию. Так, городу для тестирования уже предоставлен автобус большого класса на СПГ производства ООО РМЗ «РариТЭК» («Челябинский обзор» писал об этом в январе, речь идет об автобусе «Лотос-105»); поставлены два автобуса большого и среднего класса производства АО «МАЗ» (Республика Беларусь), работающих на СПГ; 1 автобус большого класса производства «Группы ГАЗ» на КПГ и 1 автобус большого класса «ВОЛГАБАС» на КПГ.

В январе автобус производства ООО РМЗ «РариТЭК» вышел на улицы Челябинска

Выводы о технико-экономической целесообразности использования автобусов на СПГ и (или) КПГ того или иного производителя будут подготовлены Министерством экономического развития Челябинской области по окончании тестовой эксплуатации.

Так выглядит городской низкопольный автобус «ВОЛГАБАС»

В общем, выбор немалый и довольно привлекательный. На сайтах производителей мы видим очень симпатичные городские автобусы.

А вот так выглядит городской комфортабельный автобус Минского автомобильного завода

Кстати: кто бы ни стал поставщиком для Челябинска, красить автобусы в зеленый цвет придется ему самому.

— Выбранный цвет войдет в техническое задание для поставщиков автобусов, то есть в Челябинск техника придет уже нужного цвета, — говорится в ответе Минэконома.

Между прочим, покраска вместительного автобуса — довольно затратное дело. Если сравнить предложения на рынке, то можно говорить о средней сумме в 100–120 тысяч рублей. При этом, для сравнения, покрасить маршрутку Ford дешевле — около 80–90 тысяч рублей, а ПАЗик (одно из любимых транспортных средств у частных извозчиков) — около 50 тысяч рублей.

В Челябинске уже есть низкопольные зеленые автобусы, на 15-м маршруте — но не ОГТ, а «Первой транспортной корпорации»

Итак, 65 новых автобусов, уже покрашенных в зеленый цвет, да еще и с модными техническими наворотами — доступом в интернет, устройствами для подзарядки телефона, видеокамерами. Для челябинцев, десяток лет катающихся в основном на маршрутках, это просто праздник какой-то, безо всяких преувеличений! Когда же состоится закупка? По словам как директора ОГТ Дмитрия Холода, так и пресс-службы Минэконома, в июле. Затем партия машин придет в город, и уже осенью автобусы должны выйти на улицы. Средства на их приобретение в размере 761, 2 млн рублей выделяет областной бюджет. Соответствующие изменения будут внесены в закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и планируются к рассмотрению на заседании Законодательного собрания Челябинской области 27 июня, а в настоящий момент уже одобрены комитетом по бюджету и налогам.

— Теми автобусами ЛиАЗ и МАЗ, который сейчас тестируются в Челябинске, мы очень довольны, — говорит Дмитрий Холод. — Правда, у них разные виды топлива: у МАЗ это СПГ, а у ЛиАЗ — КПГ (компримированный природный газ — прим. редакции). Конечно, один из основных вопросов перехода к транспорту на газе — это строительство соответствующих заправочных станций. Этим у нас в регионе занимается компания НОВАТЭК.

Разумеется, 65 машин плюс имеющийся сейчас 61 автобус — это совсем не то, что может полностью обеспечить потребности города-миллионника. Об этом прямо заявил глава региона в своем обращении Законодательному собранию: «Развитие транспорта должно быть увязано со стратегиями городов и актуальными градостроительными планами. Задача — заложить основу на десятилетия вперед. Проработать экономику этого развития, сделать так, чтобы транспорт был удобным и комфортным для жителей. Это займет определенное время. Но уже в этом году Магнитогорск получит из Усть-Катава 15 новых трамвайных вагонов. Челябинск — 65 новых автобусов, работающих на газомоторном топливе». Но стоит отметить, что и частные перевозчики Челябинска обязаны будут переходить на транспорт средней вместимости. «Если мы говорим про обновление подвижного состава у частных перевозчиков, то на сегодняшний день принят документ. В нем говорится о поэтапном переходе от малого класса автобусов к среднему и большому. Это уже задача бизнеса — приобретать автобусы», — сообщил на прошлой неделе начальник Управления транспорта Администрации Челябинска Максим Кичеев. Есть шанс, что после этого слово «маршрутка» перестанет быть ругательным.

Мнение

Интервью

Популярное