Куклы для взрослых

В Челябинске проходит уникальный фестиваль «Соломенный жаворонок»

Андрей Ткаченко

Кукольный театр исторически никогда не был зрелищем для детей. С помощью марионеток и ростовых фигур можно разыграть глубокую драматическую историю, в чем и убедились в очередной раз челябинцы. В нашем городе проходит шестой по счету фестиваль кукольных спектаклей для взрослых «Соломенный жаворонок».

Спектакль под названием «Соломенный жаворонок» в челябинском театре кукол поставил несколько десятилетий назад знаменитый режиссер Валерий Вольховский, чье имя сегодня носит театр. В 2006 году одноименный фестиваль впервые состоялся в этих стенах, сегодня он проходит в шестой раз.

Фестиваль «Соломенный жаворонок» в Челябинске проходит в шестой раз

В России — много кукольных театров, и почти в каждом из них есть спектакли для зрелого зрителя. «Изначально, исторически кукольный театр — совсем не детский, такие театры и помещения-то своего не имели, были или площадными, или элитными, при дворце. Но всегда показывали очень яркие, зрелищные представления, — рассказывает главный режиссер челябинского Театра Кукол, худрук фестиваля Александр Борок. — Это уже в СССР догадались соединить кукол и детей, сейчас даже есть специализированные кукольные бэби-театры, но все же есть традиция создавать спектакли для взрослых».

«Соломенный жаворонок» — фестиваль для взрослого зрителя

В первый день фестиваля «Соломенный жаворонок» стильную фантасмагорию показал театр Karlsson Haus из Санкт-Петербурга. «Биография» — это история «Гадкого утенка» Андерсена, обрамленная стихами Владислава Ходасевича, Константина Бальмонта, Бориса Рыжего. Сочетание интересное даже фонетически, при этом визуальное воплощение тоже весьма впечатляет: стекло, дерево и камень на сцене становятся то льдистым озером, то деревенским домом, то пасторальным пейзажем, перемещая зрителя в разные среды, настроения, ощущения.

Спектакль «Биография» театра Karlsson Haus из Санкт-Петербурга

Основное внимание тут фиксируется на самих артистах, работа с куклами идет как бы вторым, вспомогательным планом, но в целом синтез получается просто отличным.

Спектакль «Биография» — вольный синтез истории «Гадкого утенка» и поэзии Серебряного века

Театр «Карабаска» из Перми представил иммерсивный (обеспечивающий эффект полного присутствия — прим. редакции) спектакль «Прошу разрешения на жизнь». Он длится всего 35 минут, но требует нечеловеческого напряжения как от артистов, так и от зрителя. Пятнадцать человек, держась за руки, заходят в маленькое темное помещение и следуют за лучиком света, который фокусирует внимание на милых кукольных мизансценах.

Театр «Карабаска» из Перми представил иммерсивный спектакль «Прошу разрешения на жизнь»

Вот плюшевый мишка с корзиночкой за крохотным столиком, вот фигурки мальчика и девочки на катке, вот новогодняя елка с хороводом ребятни... Используя игру света и тени и работая с фигурками, актеры рассказывают историю, предлагая поучаствовать в ней и зрителям. Сложно сказать, почему, но эти нехитрое представление так бьет по чувствам, так погружает в детство, что из темной комнаты ты выныриваешь совершенно обновленным человеком.

Иммерсивный спектакль требует от зрителя погружения и чуткости

Спектакль с погружением — очень модный сегодня жанр, и хвала тем постановщикам, которые не боятся «подгружать» в и без того сложную форму такие элементы, как хореография, чтение стихов или работа с куклами. Создать в помещении пять на пять метров собственный уютный мир в крошечных декорациях, насытить его событиями, эмоциями и при этом почти без слов рассказать историю отдельной, сложной, долгой и счастливой жизни — это высокий уровень мастерства. Спектакль «Карабаски» предназначен в первую очередь все-таки для детей, причем всего от пяти лет, но его попадание в программу «Соломенного жаворонка» не вызывает никаких вопросов.

Спектакль театра «Карабаска» предназначен для детей от пяти лет

Совершенно самобытное представление было у Вологодского театра кукол. «Повесть о Дионисии-Иконнике», знаменитом мастере фрески, вопреки названию, получилась не столько линейным повествованием, сколько набором этюдов о жизни русского Севера. Все, как полагается — видеопроекции с изображением студеных прозрачных ручьев, актеры в домотканых рубахах, нежно выводящие хорошо поставленными голосами милый «окающий» говорок. В этом спектакле нет сюжета как такового, но есть вкус, стиль и ощущение достоверности.

«Повесть о Дионисии-Иконнике» — спектакль Вологодского театра кукол. Автор фото: Страница челябинского Театра Кукол ВКонтакте

Челябинский Театр Кукол представил на фестивале свой спектакль — «Мой муж Даниил Хармс». Зрелище без так называемой «четвертой стены», где актрисы выходят в зал и рассказывают потрясающую историю жизни и любви Марины Дурново и знаменитого детского писателя, очень впечатлило гостей фестиваля.

Спектакль «Мой муж Даниил Хармс» челябинского театра Кукол

... А еще были спектакли «Превращение» по повести Кафки и «Маленькие истории о любви», «Вино из одуванчиков» по Брэдбери и «Аналогия» по Мрожеку. «Мы привыкли, что кукольный театр в большей степени работает с детьми, и в этом смысле наш фестиваль — уникальный, поскольку он единственный в России, где театры кукол показывают лучшие спектакли для взрослых. И второй необычный момент: победителя выбирают театры-участники фестиваля, а завоевать признание коллег может быть даже сложнее, чем одобрение экспертов», — подытожил министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.