Любовный треугольник с Львом Толстым

В Камерном театре премьера — «Не уходи»

Андрей Ткаченко

Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, писал Лев Толстой. Пьеса Семена Злотникова «Уходил старик от старухи» — как раз об этом. Профессор-литературовед под старость порывается бросить жену, которая никогда его не понимала. Но оказывается, есть нити, которые невозможно разорвать. Даже если они перепутаны сторонним наблюдателем.

Семен Злотников написал пьесу на двух героев — профессора-литературоведа Порогина и его жену Веру Максимовну. Постановщик спектакля в Камерном театре Марина Аничкова (заслуженная артистка России, играет в театре Драмы) вводит в историю третьего персонажа — писателя Льва Толстого, чьим жизнеописанием фанатично занимается старик Порогин. Великий мастер слова ходит в шляпе и полотняных рубахе и штанах, картинно печатает на машинке, рассыпает яблоки и посматривает на жизнь супругов, безмерно уставших друг от друга, но не могущих разорвать семейные узы. Посматривает из пасторально прекрасного лесочка — наверное, в Ясной Поляне.

В одном из составов роли в «Не уходи» исполняют Михаил Яковлев и Зульфия Акчурина-Дзюба

«Не уходи» — спектакль жанра «сцены из семейной жизни». Есть тут немало Чехова и чуть-чуть Бергмана. Диалоги, словно подслушанные в соседней квартире, где ругаются пожилые супруги. Все начинается с того, что старик перед отъездом на дачу находит в древнем чемодане письмо, которое его жене когда-то, еще на войне, написал юный поклонник. Улика свидетельствует о том, что молодая Вера пользовалась вниманием мужчин. И не исключено, что пользовалась с толком.

Спектакль играется в два состава. На сдаче роли исполняли заслуженные артисты Михаил Яковлев и Зульфия Акчурина-Дзюба. Другая пара — Виктор Нагдасев и Надежда Нагдасева. В первом случае это классический психологический театр с перевоплощением-погружением, во втором — скорее, театр представления.

Лев Толстой — один из персонажей спектакля «Не уходи»

Льва Толстого играет Петр Артемьев. Хорошо загримированный молодой артист за весь спектакль не произносит ни звука (не считая голоса за сценой, зачитывающего цитаты из «Войны и мира», «Крейцеровой сонаты» и «Анны Карениной»), но значение его персонажа трудно переоценить.

— Для профессора Порогина писатель Толстой — гуру, единственный собеседник, с которым он разговаривает на равных. Остальных Порогин просто не воспринимает всерьез, — говорит постановщик Марина Аничкова. — Лев Толстой в данном случае — почти член семьи, он образует, по сути, любовный треугольник.

И, в общем, как Лев Николаевич ушел от Софьи Андреевны в преклонном возрасте, так и Порогин хочет уйти от жены.

Самый крепкий брак — на грани развода

Жена Вера всю жизнь пытается угодить умному, высокопоставленному мужу. И есть за что! Поездки на конференции и симпозиумы, заграничные туры — и это в СССР, когда обыватель мечтал о румынской дубленке, телевизоре «Рекорд» и пылесосе «Ракета». Но не только материальное объединяет этих мужчину и женщину. У них есть и горькое прошлое — смерть сына. Два часа сценического времени старик хочет уйти от старухи — и все никак не может. И нет смысла объяснять это логикой и текстом пьесы. Просто есть чувства куда более крепкие, чем просто любовь.

Вера любит Порогина, но между ними мало понимания

Спектакль «Не уходи» — это другая школа, не Камерного театра. Что очевидно — Марина Аничкова всю жизнь проработала в Драме. И союз двух разных методов, столь разных взглядов на постановку получился довольно удачным. Синергия сработала в плюс.

— Это безумно интересное, увлекательное путешествие в прекрасной чуткой команде, очень творческой, — говорит Марина Аничкова. — И само путешествие по этой пьесе нам показалось очень интересным — чем глубже мы туда погружались, тем больше для себя находили интересного. И юмора, и глубины.

Лев Толстой — гуру для профессора-литературоведа

Смешного в этой истории сколько угодно. Говорят, нет более крепкого брака, чем на грани развода. Спектакль в том числе и об этом. Правда, с точки зрения современной психологии подобные отношения так и хочется назвать токсичными. Муж — всю жизнь рядом, но говорит, что его никогда не понимали. Жена — всегда готова услужить и помочь, всю себя положила на алтарь, но где ж тут счастье, саморазвитие, независимость и все остальное? И не попахивает ли такая одержимая любовь абьюзом?

В любви Веры Максимовны к мужу есть что-то одержимое

Этот спектакль продолжает некое исследование брежневской эпохи, которое в Камерном театре было начато постановкой «Мой внук Вениамин» и продолжено «Гнездом глухаря». Человеку моложе 30 лет, скорее всего, будет трудно понять, как мерилом всего на свете может быть не физиономия из инстаграма, а Лев Толстой. Но тем, кто постарше, постановка придется впору.