Философия под одеялом

В Молодежном театре Челябинска поставили детский спектакль «Душа подушки»

Андрей Ткаченко

В детском саду живут себе поживают шесть подушек — обычных, набитых пухом и пером. И тут к ним подселяют Гречика, у которого внутри — крупа. Так начинается история о противостоянии общества и одиночки, коллектива и индивидуальности, о том, как важно быть собой и уметь нарушать правила. Молодежный театр Челябинска поставил спектакль без «четвертой стены».

Молодежный театр в Челябинске не боится экспериментов и новой драматургии — не так давно здесь поставили метаверсию Конька-Горбунка, а до этого был весьма впечатляющий опыт с пьесой Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Бог ездит на велосипеде». Режиссер Александр Черепанов делает еще один шаг в сторону современной драматургии и берет пьесу Олжаса Жанайдарова — молодого писателя из Казахстана. «Душа подушки» — спектакль вроде бы для детей, но и взрослым он может оказаться по той самой душе.

Спектакль проходит на малой сцене, и между зрителем и артистами нет никаких преград. Дети становятся близкими очевидцами удивительной истории перерождения.

Молодежный театр в Челябинске не боится экспериментов и новой драматургии

В детском саду живут шесть подушек — Пуш, Роза, Знайка, Эмма, Валик и Ивановна. Их жизнь течет по канонам — в сончас дети обнимают их и делятся снами, внутри подушек — пух и перо, а когда наволочки и внутренности выходят из строя, сказочных персонажей отправляют в лавдоп (то есть подвал). Там страшно и сыро, бегают крысы.

У каждой подушки есть характер. Знайка пожил в библиотеке вместо пуфика и сыплет умными цитатами. Валик комплексует из-за того, что он меньше остальных. Роза — этакая гламурная фифа в подушечном царстве. У каждого из них есть мечта: для кого-то это — навсегда остаться в садике, для кого-то — попасть в кровать к семейной паре.

«Душа подушки» — иммерсивный спектакль

И тут в садик присылают Гречика — у него внутри не пух с пером, а гипоаллергенная крупа. Инакость Гречика оказывает ему плохую службу, да тут еще и бок прохудился, и набивка сыплется из бедной подушки наружу. Шестеро товарищей начинают уговаривать Гречика «перепрошить» внутренности перьями и стать «таким, как все». Но разве можно согласиться с таким предложением в век прославления индивидуальности?

У Гречика (слева, актриса Анастасия Шефер) внутри — не пух, а крупа

Ожидаемо в стане подушек обнаруживается и тайный друг Гречика — Эмма, которая пришла к малышам из подвала (предварительно хорошо отстиравшись) и не признает правил. Более того, призывает их всячески нарушать. А тут еще в садике появляется мальчик-аллергик Костя, который не может спать на подушке с пухом и пером, и дело уверенно движется к хэппи-энду.

— Для меня странно делить спектакли на детские и взрослые. Он многослойный, здесь каждый найдет то, что захочет, — говорит режиссер-постановщик Александр Черепанов. — У нас было две открытых репетиции перед началом постановки, и мы ощутили положительный эффект от эксперимента, да и артисты успели привыкнуть к взаимодействию со зрителем. Вообще, мне всегда хотелось, чтобы актеры проявляли себя как художники, хочется от них проявления какой-то свободы. В общем-то, и сам спектакль — о разрушении правил, об освобождении человека.

Аллергик Костя (актер Дмитрий Хозин) — спаситель подушки с гречкой

Кажется несколько странным, что в детском спектакле положительные герои — те, кто нарушают правила. Однако таков запрос от реальности. С этим и жить новому поколению: хорошо быть не таким, как все; не надо бояться перемен. И если пришла пора уходить из привычного окружения и развиваться в новом качестве — то так тому и быть. И еще — каким бы странным ты ни был, тебе обязательно найдется пара.

Справился ли Молодежный театр с такой сложной задачей, как иммерсивный спектакль? Безусловно, погружение удалось. А если учесть, что дети верят в любые предлагаемые обстоятельства, то эта история должна им понравиться. А взрослым... самое главное — не уснуть. Огромная кровать и уютные подушки так и тянут вздремнуть и послушать сквозь сон эту милую сказку.