Лисы, куры, человек

В Театре кукол — премьера: «Аналогия»

Андрей Ткаченко

Польский драматург Славомир Мрожек — один из самых известных абсурдистов. Его пьесы идут во многих странах мира. Челябинский Театр Кукол представил премьеру сезона — «Аналогия», поставленную по двум одноактным пьесам: «Серенада» и «Лис-аспирант».

Чтобы рассказать о человеке, можно поместить его в шкуру зверя. Примерно так и делал Славомир Мрожек, создавая пьесы «Серенада» и «Лис-аспирант». Режиссер Михаил Яремчук, который уже третий раз работает с труппой челябинского Театра Кукол, создал из них спектакль. В первом акте речь идет о хитром лисе, мастерски манипулирующем целым курятником, во втором перед зрителями разворачивается монолог (опять же от лица лиса) о поиске идентичности, муках самоопределения и прочих интересных философских вещах.

Молодого нахального лиса-манипулятора играет привлекательный фактурный актер Александр Малышев

Надо сказать, что первый акт получился значительно веселее второго. Пьеса «Серенада» вообще очень живая и остроумная, а поставлена эта часть спектакля с большим вкусом и задором. Под курятник, где живут рыжая, белая и черная курица, забредает рыжий хитрый (как водится) лис. Петух в ярости, однако курицам опасный непрошеный визитер вскоре начинает нравиться. Все потому, что он удовлетворяет тайные желания каждый из них — воздушной романтической блондинки, страстной брюнетки, склонной к БДСМ, и хлопотливой хозяйственной огненной шатенки. Все очень просто — чтобы получить желаемое от другого, сначала надо ему что-то пообещать.

Пьеса «Серенада» — очень живая и остроумная

— Когда Мрожек писал эту пьесу в середине XX века, то это это был своего рода вызов. Это была неудобная правда, которую преподносили абсурдным языком, — говорит режиссер Михаил Яремчук. — Сейчас, конечно, все немного поменялось. Но человек-то, в общем, остался таким же. Вообще, театр абсурда середины XX века прописывал все до мелочей, но при этом был театром без всего лишнего. Одна идея, минимум средств, все локально. А XXI век все изменил... Мрожек показал три типа женщин, я их развил по-своему, сделал их более заметными, характерными. А лис — манипулирует ими всеми. Ему надо было одержать победу, он сталкивает их так, что они сами убирают петуха...

Роль Петуха исполнил Андрей Дрыгин

Разумеется, такую тему невозможно раскрыть на уровне исключительно кукольного театра, поэтому в спектакле большую часть истории отрабатывают артисты. Молодого нахального лиса-манипулятора играет привлекательный фактурный актер Александр Малышев. Очень хороши Арина Жарикова, Наталья Балдина и Марианна Тарасова в роли куриц, убедителен и Андрей Дрыгин в роли хозяина курятника. Лаконичные декорации, стильное музыкальное сопровождение, отлично простроенные мизансцены. Конечно, спектакль пока еще слегка сыроват, но отладка — дело времени.

Артисты Александр Малышев и Наталья Балдина

Вторая часть — монолог лиса-аспиранта, обращенный к обезьяне (да-да) — целиком и полностью лежит на плечах прекрасного актера и режиссера Александра Борока, который тащит на себе моноспектакль с невыразимо сложным текстом. Ну, представьте, каково сыграть, например, вот такой отрывок:

— Обезьяна — полузверь, получеловек. То есть опять-таки половина на половину, хоть и на другом уровне, разница состоит лишь в степени сублимации, но принцип половинчатости является тем же самым. Надеюсь, я не оскорбил пани, сравнив ее с человеком? Сравнение, из которого проистекает, что пани находится на несколько ступеней ниже человека. Но достаточно посмотреть назад, на многие низшие формы, на те ступени, которые пани уже прошла, на меня, например... И пани сразу же почувствует себя на высоте. Впрочем, что же стоит на пути дальнейшей эволюции? Овладев однажды секретом изменения, пани может свободно эволюционировать дальше.

В общем, спектакль «Аналогия» — в репертуаре кукольного театра. И посмотреть его явно стоит. Вот только детей приводить, наверное, не рекомендуется — Мрожек порой очень волен в словах, а из хорошей пьесы ничего не хочется выкидывать.